*В возрасте от 3до 5 лет – это период интенсивного обучения. По мнению психологов
И исследователей, именно в этом возрасте темпы интеллектуального и психологического
Развития наиболее высоки. Это время нельзя упускать. Пусть до школы еще далеко, но
Готовиться к ней уже можно начинать – изучать буквы, числа, счет и т. д.
Игры все более усложняются. Появляются конструкторы для создания каких-либо объектов.
Основным видом игр становятся сюжетно-ролевые игры, позволяющие ребенку прорабатывать
Различные жизненные ситуации. Все меняется, и родителям следует и меть большой запас разнообразных игр и занятий для ребенка.
•
Важное замечание! Не стоит «заваливать» ребенка игрушками, пусть фантазирует, использует подручные средства, или проявляет, творческие способности, используя предметы «не по назначению». Я с удивлением наблюдала, как дочка приспособила расческу вместо ложки и «кормила» кукол, или сконструировала из машины и трубочки «мясорубку» и готовила воображаемый фарш для котлет». Вместо ножика она использовала обычный карандаш. Это вовсе не значит, что я не покупаю дочке игрушки, их у нее предостаточно.
•
Так какие бывают игры?
Настольные игры
Настольные игры относятся к разряду «тихих» Для них требуется усидчивость и внимание.
Если эти качества недостаточно развиты, то нужно заняться их тренировкой. Добиться от ребенка усидчивости принуждением невозможно. Его нужно заинтересовать игрой. Это мы и постараемся сделать.
Настольные игры рассчитаны, как правило, на несколько участников, например, известные всем «бродилки», по правилам которых, нужно бросать кубики и передвигать фишки на столько шагов, сколько точек выпало на кубике.
Детей больше всего интересует не сам процесс достижения финиша, а сюжет, изображенные на листе игры.
По ходу игры вы можете вместе с ребенком сами придумывать истории о героях, изображенных на листе игры. Ребенок будет не только развивать свое воображение и речь, но и учиться считать до 6 или до 12 (если кубика два).
Другая настольная игра «Сложи узор». Используются здесь не трехмерные кубики, а плоские разноцветные фигурки. Зато узоры из них получаются очень красивые.
Некоторые малыши уже хорошо умеют собирать паззлы.
Замечу, что само название «настольные» игры не говорит о том, что играть нужно непременно на столе. Вполне возможно, что игровой территорией станет пол.
Строительные игры
В магазинах можно найти множество самых разнообразных конструкторов. Из них ребенок
Может построить все, что пожелает. Однако и вы не забудьте поделиться опытом.
При выборе конструктора следует подумать о цели, для которой он будет предназначен.
Разберем два основных вида целей:
1. Обучающая. Ребенок тренируется соединять детали между собой при помощи так называемой кирпичной кладки. Если играют несколько детей одновременно, то они учатся взаимодействовать
2. Развивающая. Маленькие детали развивают мелкую моторику рук. А если вы выбрали конструктор с большими деталями, то у ребенка развивается общая моторика. И те и другие конструкторы развивают воображение, логическое и пространственное мышление.
Кроме того, конструктор должен быть красивым, состоять из прочных деталей.
Строить можно не только из деталей конструктора, но и использовать спички, карандаши, шишки, камешки, бумагу, пусть у ребенка разыграется воображение.
Сюжетно-ролевые игры
Используя эти игры, родители могут воспитывать в детях различные качества.
В рамках ролевых игр можно лучше понять друг друга, изучить правила поведения в той или иной ситуации, примерить на себя разные социальные роли. Но ребенка нужно научить играть.
Он уже владеет умением фантазировать и воображать себя кем-то. Вам нужно только помочь ему начать. Как правило, это делается так: «Давай я буду учителем, а ты ученицей». Это очень похоже на то, как дети начинают игру сами. Такое вступление действует, словно волшебная палочка. Через несколько минут игра уже в разгаре.
Ребенок быстро переносится в мир собственных фантазий. Иногда вы можете корректировать
процесс, но только слегка. Не забывайте, что игра – это не реальность и в ней могут быть другие правила.
Не стоит опасаться, что сюжетная игра будет далека от действительности. Ребенок сам старается представить сюжет таким, каким он бывает в реальной жизни.
Самыми распространенными и полезными являются игры: «Школа», «Больница», «Магазин», «Дочки-матери», различные игры в профессии и т. п.
Если ребенка нечем занять
Обычно в таких случаях родители «отсылают» ребенка порисовать, полепить, и т. п. Но скорее всего ребенку нужна не сама игра, а общение с вами. В таком случае самый верный вариант – взять малыша в помощники. В ваших делах найдется что-нибудь посильное и для него. Например, малыш с удовольствием будет учиться лепить котлеты и пирожки, сотрет пыль с полки и т. д.
Вы легко можете преподнести это как игру, придумав оригинальный сюжет, требующий выполнения задания. А если за выполненную работу вы его еще и похвалите, то восторгу малыша не будет предела, а вы привьете ему желание помогать вам.
*Это далеко не полный перечень детских игр, надеюсь, посвятить им следующую статью